Как многие уже слышали, компания Sony представила свой самый дорогой и самый лучший камерофон — Sony Xperia PRO-I. Это не просто смартфон с хорошей камерой, это скорее камера с функцией телефона.
Аппарат, созданный фотографами для фотографов! Дюймовая матрица, дающая художественное боке, и оптика ZEISS Tessar со стеклянным «асферическим объективом»!
Ну и, разумеется, двойная диафрагма, открывающая невиданные доселе возможности! А еще 315 точек автофокусировки, емкие пиксели с широким динамическим диапазоном и многослойная матрица!
Вы уже готовы сделать предзаказ? Тогда продолжим…
Ситуация с новым Xperia PRO-I чем-то напоминает историю с жидкой линзой от Xiaomi, о которой в марте трубила вся пресса, после чего все дружно о ней забыли. Скорее всего, так произойдет и с новым камерофоном от Sony.
В этой статье мы не будем обсуждать устройство и его технические характеристики, а поговорим в основном о громких маркетинговых заявлениях касательно камеры новинки.
Сразу же хочу предупредить фанатов марки Sony и тех, кому очень понравилась реклама этого телефона. Sony Xperia PRO-I — это действительно современный флагман с прекрасным экраном, мощной начинкой и неплохой камерой. Если вы захотите приобрести данное устройство за 1800 евро, это ваше право.
Цель этой статьи — снять толстый слой маркетинга и рассказать о том, что в реальности представляет из себя камера нового Sony Xperia PRO-I с технической точки зрения. Так как на самом деле в этом смартфоне намного меньше революционных решений, чем об этом говорит реклама.
Добавлено 15.11.2021: ожидаемо статья вызвала гнев и негодование у некоторых людей, из-за чего пришлось в отдельном материале объяснять физику, лежащую в основе этого анализа. Если вам покажется, что в этой статье есть какие-то «ошибки» или «заблуждения», тогда смело переходите к новому материалу.
Матрица типа 1.0
Это одно из главных преимуществ Sony Xperia PRO-I, выделяющее новинку на фоне конкурентов. Упоминание о том, что внутри камеры смартфона используется дюймовая матрица, встречается 20 раз на рекламной странице продукта. И именно этот факт так поражает всех обозревателей и профессиональных фотографов.
Согласно заявлениям компании, здесь используется немного модифицированный сенсор от камеры Sony RX100 VII. Напомню, это 20-Мп матрица диагональю 1 видиконовый дюйм, размер пикселей которой составляет 2.4 мкм.
Но в Sony Xperia PRO-I этот же сенсор имеет разрешение 12 Мп при той же диагонали и с такими же 2.4-мкм пикселями. Вы спросите, как можно сократить разрешение матрицы, не изменив при этом её физический размер или размер каждого пикселя? Естественно, никак.
Sony установила в новый камерофон большую матрицу от фотоаппарата RX100 VII, но не смогла установить соответствующий ей объектив по очевидным причинам — габариты смартфона. В итоге, если мы посмотрим, как падает свет от разных объективов на один и тот же сенсор (он показан черным цветом на рисунке), то увидим примерно следующее:
То есть, в случае со смартфоном, объектив освещает только центральную часть большой матрицы. И если бы Sony никак не попыталась «адаптировать» сенсор под смартфон, мы бы получали с камеры RX100 (слева) и смартфона Xperia PRO-I (справа) такие снимки:
Разумеется, это недопустимо. И Sony решила вырезать прямоугольную центральную часть круглого кадра. В результате чего дюймовая матрица заметно сократилась в размерах, ведь используется только её центральная часть, а вся остальная площадь не играет никакой роли, за исключением маркетинговой.
Для тех, кто разбирается в фотографии, можно применить такую аналогию: это как выпустить полнокадровый фотоаппарат, к которому подходят только «кропнутые» объективы.
Если бы мы в реальности сравнили кадры с якобы одинаковых матриц камеры Sony RX100 VII и смартфона Xperia PRO-I, то получили бы совершенно разный результат:
Поэтому можно смело выбросить из рекламы все преимущества новой камеры, связанные именно с дюймовым размером сенсора.
Не подумайте, что матрица нового Sony Xperia PRO-I маленькая. Отнюдь. Это, вероятно, самая большая 12-Мп мобильная матрица на рынке. Но 50-Мп сенсор того же Xiaomi Mi 11 Ultra крупнее и, к примеру, следующее заявление компании относится к смартфону от Xiaomi больше, чем к собственному:
Дополнительное преимущество большой матрицы: Xperia PRO-I способен сделать красивые снимки с естественным глубоким эффектом боке.
Официальный сайт Sony
Формально обвинить компанию во лжи нельзя, так как сенсор действительно имеет диагональ 1″, но фактически используется около 60% его площади.
Что касается пикселей, здесь установлены крупные фотодиоды, аналогов которым среди мобильных камер, наверное, нет. И это здорово! Такая камера должна давать более чистые снимки в RAW-формате, чем конкурирующие 12-Мп сенсоры.
Но это справедливо только для 12-Мп сенсоров. Сегодня же на рынке множество матриц со сверхвысоким разрешением, в которых применяется технология биннинга — объединение нескольких маленьких пикселей в один большой. И в этом случае «суперпиксель» на 2.4 мкм уже не редкость.
Если мы говорим о динамическом диапазоне мобильной камеры, сегодня на первый план выходят различные программно-аппаратные технологии искусственного расширения диапазона. Это и использование нескольких последовательных электронных затворов, и считывание матрицы одновременно с разным уровнем усиления сигнала, и склейка нескольких снимков.
Одного только размера пикселя недостаточно.
Объектив Sony PRO-I
В Sony PRO-I используется объектив с двойной диафрагмой и это преподносится как некое серьезное преимущество.
Кажется, все в восторге от новых возможностей, которые «открывает» двойная диафрагма. Но какой от неё реальный толк?
Опять-таки, компания пытается играть на аналогиях с большими фотокамерами, чтобы ввести в заблуждение покупателя, не слишком хорошо разбирающегося в технических деталях. Ведь в мире «взрослых» камер размер диафрагмы критически важен для фотографа, так как никто не снимает портреты и пейзажи с одним и тем же относительным отверстием.
В случае же со смартфонами справедливо только одно правило — чем шире диафрагма, тем лучше. Нет никакого практического смысла закрывать и без того крошечную диафрагму мобильного объектива.
Но Sony и различные сайты говорят об обратном. Посмотрите на разницу в размытии фона на снимках, сделанных GSMArena:
Небольшая разница в размытии действительно заметна (стоило ли оно того?). Но трюк заключается в том, что фотограф подошел практически в упор к человеку и сделал снимок. Только так можно заметить небольшую разницу в размытии.
Если бы вы снимали этого же человека хотя бы с 3-4 метров, заметить хоть какую-то разницу было бы практически невозможно. То есть, все эти двойные диафрагмы влияют на размытие фона только при съемке объекта в упор.
Вы слышали, чтобы хоть один человек жаловался на то, что его смартфон слишком сильно размывает фон? Напротив, все производители только и пытаются улучшить алгоритмы размытия фона, чтобы телефон делал снимки как зеркальный фотоаппарат.
Если вокруг слишком много света, совершенно не обязательно прикрывать и без того небольшую диафрагму, достаточно просто сократить выдержку.
Единственный реальный сценарий, который приходит в голову — это съемка видео, где скорость затвора имеет значение. Но практически никто никогда не меняет скорость затвора на смартфоне во время видеосъемки. Это настолько редкий сценарий на телефоне, что не может оправдать всю эту маркетинговую историю с двойной диафрагмой.
Куда важнее значение именно максимально открытой диафрагмы. Это буквально меняет всё и именно на это следует обращать внимание, что приводит нас к следующему заблуждению, в которое поверили многие обозреватели:
Объектив Sony Xperia PRO-I очень быстрый и светосильный
Это не так. Он уступает по светосиле не только таким монстрам, как Xiaomi Mi 11 Ultra или Samsung Galaxy S21 Ultra, но даже iPhone 13 Pro Max собирает свет лучше, чем японский камерофон.
Какой бы огромной ни была матрица, на неё упадет ровно столько света, сколько пропустит объектив. И именно от диаметра входного зрачка объектива зависит производительность камеры при плохом освещении, а также качество и сила размытия фона (тот самый эффект боке).
Sony в своей рекламе повторяет как мантру одну и ту же ложь: большая матрица — это красивое размытие фона. На самом деле между размером матрицы и красивым боке нет никакой прямой связи. Вы можете установить самую огромную матрицу от какого-нибудь Hasselblad за $10000 и это никак не скажется на красивом размытии фона, если в качестве объектива будете использовать объектив от Sony Xperia PRO-I.
Повторюсь, красивое размытие фона зависит именно от диаметра входного зрачка объектива. И в этом плане Sony Xperia PRO-I уступает практически любому современному флагману. Даже на iPhone 13 Pro объектив имеет больший диаметр отверстия и, соответственно, дает более сильное размытие фона, чем объектив Xperia PRO-I. Хотя, конечно, разница не драматическая.
В теории дюймовая матрица действительно должна была привести к более красивому боке, если бы Sony смогла обеспечить её соответствующим объективом. Именно по этой причине говорят, что более крупная матрица сильнее размывает фон, так как ей нужен более крупный (в плане диаметра зрачка) объектив.
Но здесь этого нет. Мы имеем дело с вполне заурядной диафрагмой f/2.0. Для сравнения, диафрагма у того же iPhone 13 Pro — f/1.5! Несложные расчеты дают нам диаметры двух объективов: Sony Xperia PRO-I ~3.5 мм, iPhone 13 Pro Max ~4 мм.
А проводить параллели между Sony Xperia PRO-I и Sony RX100 VII — это вообще за гранью здравого смысла. Диаметр входного зрачка Sony RX100 VII достигает 16 мм при зуме, что почти в 5 раз больше, чем у Xperia PRO-I. И некоторые люди, насмотревшись примеров того, как красиво размывает фон RX100, будут ожидать похожего результата от PRO-I. Но их ждет разочарование.
Из рекламы Sony Xperia Pro-I можно смело выбрасывать заявления о необычайном художественном боке или способности красиво размывать фон. Это ложь в буквальном смысле. С технической точки зрения, «дюймовая матрица» Sony Xperia PRO-I будет размывать фон не лучше, чем iPhone 13 Pro и многие другие смартфоны, вне зависимости от размера матриц.
И будьте внимательны, просматривая различные сравнительные тесты, где Xperia PRO-I действительно размывает фон лучше iPhone 13 Pro (в основном, это съемка объектов с близкого расстояния). Если вы увидите на снимках одинаковую композицию, то есть, одинаковые размеры всех объектов на фото, можете смело закрывать такую манипуляцию.
Дело в том, что у Xperia PRO-I более широкоугольный объектив, чем у iPhone 13 Pro. И поэтому, чтобы достичь одинаковой композиции, фотограф подносит камеру Xperia PRO-I ближе к объекту съемки, а расстояние к объекту напрямую влияет на размытие фона.
Но отдельно стоит отметить, что у Sony Xperia PRO-I используются стеклянные линзы (все или только часть линз основного объектива — не известно), что нехарактерно для мобильных объективов. Это может снизить аберрации, что, разумеется, важно для профессиональных фотографов. Но о профессионалах мы поговорим позже.
Упоминание о том, что линзы здесь асферические, вообще не заслуживает никакого внимания. Вы не найдете сегодня ни одного камерофона, в объективе которого не использовались бы аналогичные асферические линзы. То же касается и многослойной матрицы (stacked sensor). Такие вещи уже давно используются повсеместно.
Итого, львиная доля «революционности» камеры Sony PRO-I — это маркетинг вперемешку с откровенными попытками ввести покупателя в заблуждение.
Но если мы посмотрим уважаемые каналы, посвященные фотографии, то услышим одни и те же фразы: невероятное размытие фона и беспрецедентная производительность при плохом освещении. И всё это благодаря огромной дюймовой матрице, впервые встречающейся на мобильном устройстве (да, все мы знаем о существовании Sharp Aquos R6).
Другие профессиональные фотографы, дабы не упасть в грязь лицом перед своей технически подкованной аудиторией, нашли идеальный выход из ситуации.
Оказывается, если использовать штатив, длинную выдержку, делать серию снимков в RAW, затем «проявлять» их на компьютере и склеивать в одну фотографию, на Sony PRO-I можно добиться гораздо более интересного и качественного результата, чем на iPhone 13 Pro.
Это смешной аргумент. Что вам мешает использовать ручные настройки и съемку в RAW на Xiaomi Mi 11 Ultra или Samsung Galaxy S21 Ultra? А если вы постоянно используете штатив, ручные настройки и RAW-формат, попробуйте как-нибудь обычный фотоаппарат.
Если Sony Xperia PRO-I не будет снимать лучше на автомате, чем условный iPhone, ни один из тех блогеров, кто нахваливал данный аппарат своим зрителям, не сменит свой iPhone на японский камерофон (да кого мы обманываем — этого не произойдет в любом случае). А профессиональные фотографы и подавно не заменят свои зеркалки на самую обычную мобильную камеру.
Что мы имеем в сухом остатке?
Sony много внимания уделила системе автофокуса в новом Xperia PRO-I. Это и большое количество точек автофокуса, и интересные интеллектуальные режимы слежения за объектом, и скорость фокусировки.
Это действительно важно при видеосъемке или при использовании фотокамеры в режиме «навел и снял». Ребенок или домашний питомец не будет ждать, пока вы достанете штатив и перейдете в ручные настройки.
Чтобы получить какой-то толк от автофокуса, камера Xperia PRO-I должна отлично снимать на автомате, иначе в этом нет большого смысла.
Следует дождаться старта продаж и посмотреть, на что реально способен этот смартфон. Алгоритмы сегодня не менее важны, чем физика. Поэтому остается надеяться на программистов Sony, так как с технической точки зрения камера Xperia PRO-I не является революционной. Это не самый большой сенсор и не самый светосильный объектив (хотя наличие стеклянных линз и вызывает интерес). Хорошая просветленная оптика от Zeiss сегодня также не редкость (взять тот же Vivo X70 Pro).
А ситуация с разнообразием камер еще более печальная. Использовать в 2022 году на флагманском камерофоне отдельный телеобъектив с 2-кратным зумом — это выглядит как насмешка. Любая широкоугольная камера с разрешением от 50 Мп способна легко его заменить только за счет кропа.
От фотофлагмана ожидаешь интересных решений не только в плане основной камеры, но и дополнительных. Здесь же всё внимание уделено только основной камере с «дюймовой» матрицей, которая и не дюймовая вовсе.
Фактическое фокусное расстояние объектива — 6.6 мм и его фактическая диафрагма — f/2.0. Поэтому, в плане боке (размытия фона) и светочувствительности, камера Sony Xperia PRO-I ничем не выделяется на фоне конкурентов.
В завершение еще раз хочу повторить мысль, высказанную в начале статьи. Sony Xperia PRO-I — интересный смартфон. У него есть много сильных сторон и свои недостатки. Целью этой статьи было лишь показать расхождение слов с реальностью по части объектива и сенсора.
Как в итоге будет снимать камера Xperia PRO-I — покажет время, хотя в сети уже предостаточно примеров и они не вызывают ожидаемого восторга.
Возможно, стеклянные линзы, большие пиксели в паре с не самой маленькой матрицей и хорошие алгоритмы дадут неплохой результат. Но говорить о какой-то революционности или особой «художественности», как минимум, — наивно.
P.S. Не забудьте подписаться в Telegram на наш научно-популярный сайт о мобильных технологиях, чтобы не пропустить самое интересное!