Сегодня мы рассмотрим вопросы философского характера, которые, тем не менее, напрямую связаны с гаджетами и технологиями.
Мы поговорим об «эквалайзере», встроенном в наш мозг, который может заметно изменить (как в лучшую, так и худшую сторону) звучание наушников, насыщенность цветов дисплея и даже степень «вредного влияния» чего угодно на здоровье.
Но перед тем, как начать, представьте две идентичные по звучанию модели наушников. Мы измерили все параметры этих моделей специальным оборудованием и не обнаружили никакой разницы.
Теперь мы даем человеку послушать одну и ту же композицию поочередно на первых и вторых наушниках. Можно ли сделать так, чтобы одни наушники прозвучали вяло и неинтересно, а другие — вызвали настоящий восторг (естественно, без изменения каких-либо параметров)?
Несомненно можно! Более того, такие эксперименты неосознанно проводят над собой очень многие пользователи самых разных гаджетов.
Такая разная музыка!
Когда мы говорим о наушниках, колонках и другой аудиоаппаратуре, то для прибора, измеряющего ее качество, важно только одно — звуковая волна. Чисто физическое объективное явление.
Измерительному прибору совершенно безразлично, от какого бренда эти наушники, что говорили эксперты о качестве их звучания, собиралось ли это устройство вручную или на конвейере, сколько лет и какие инженеры работали над данной моделью.
Если измерительный прибор покажет одинаковый результат, значит и звучат две модели идентично. Но проблема заключается в том, что:
Человек — не измерительный прибор, так как он обладает квалиа
Всё, что не имело никакого значения для прибора, оказывает огромное влияние на субъективное переживание человека (в философии также известное под термином квалиа).
Если вы не являетесь ценителем классической музыки и вам дадут послушать какую-то композицию, вы, естественно, получите определенные ощущения. Но если вам предварительно расскажут, кто написал эту композицию и почему она считается мировым шедевром; каким гениальным музыкантом был автор, кто заказывал данную работу и для чего; на какие моменты стоит обратить внимание и почему — у вас возникнут совершенно другие ощущения.
Сама мелодия не изменилась, но во втором случае вы объективно получите больше наслаждения, словно вам дали послушать совершенно другую композицию. У вас просто изменилось ожидание и оно в буквальном смысле слова повлияло на мелодию и звук.
Аппаратура этого никак не зафиксирует, но слушатель испытает разные чувства.
Более простой пример — путешествия. Одно дело, когда человек зачитывался романами Умберто Эко и представлял себе ярко описанные улицы и здания, по которым ходили герои этих романов, мечтал пройтись теми же маршрутами, получить те же ощущения, буквально перенестись в мир любимого романа. И совсем другое дело, когда человек по прилету в незнакомую страну просто посмотрел в интернете список мест, которые стоит посетить.
Гуляя по одним и тем же улицам, оба путешественника будут переживать совершенно разные по силе эмоции и впечатления, хотя объективно их маршруты ничем не отличаются.
Пищевая цепочка звука
Вот легендарный бренд выпускает дорогие наушники. Один уважаемый эксперт оценивает их очень высоко — не может же профессионал не услышать титанического труда, вложенного гениальными инженерами? Мнение эксперта тут же разносится крупными блогерами, а их в свою очередь подхватывают активные пользователи на форумах.
И вот уже за этой моделью закрепляется репутация прекрасных наушников с эталонным звучанием.
В этом случае уже не так важно, как на самом деле звучат наушники. Любой человек, если он не желает выставить себя дураком или профаном (даже в собственных глазах), услышит хороший звук. Может не сразу, но обязательно услышит.
Однако на этом игры разума не заканчиваются!
Магический эквалайзер в действии
Возьмем человека, который слушает музыку в приложении Spotify (качество — 256 кбит/с) на своем iPhone. Но спустя какое-то время в погоне за лучшим качеством он решает попробовать более дорогую Hi-Fi подписку в Deezer и моментально ощущает колоссальный прирост качества.
Звук стал более детальным и объемным, наушники буквально преобразились и заиграли по-новому! Да и в самой композиции появились моменты, на которые он раньше не обращал внимания (наверное потому, что этих нюансов и не было в Spotify).
Но затем приходит мысль провести слепое тестирование. И заканчивается оно полным разочарованием — слушатель определяет сервис (Spotify или Deezer) буквально наугад.
Конечно, я не хочу сказать, что никакой разницы между mp3 и lossless нет. Но во многих ситуациях, особенно, в рассмотренном примере, где всё преимущество Deezer’а было нивелировано AAC-кодеком iPhone, именно так и происходит.
Глубокая вера в более качественные записи Deezer буквально изменяют параметры того самого «эквалайзера» в голове. И пользователь на самом деле испытывает другие ощущения. У него обостряется слух, он вдруг замечает новые детали в привычных композициях. Сам звук ему кажется более насыщенным, чистым и объемным.
Другими словами, наш слушатель в реальности получает новый опыт, новые ощущения.
И тут мы подходим к очень непростому вопросу — стоит ли проводить слепое тестирование, после которого придется вернуться к привычному сервису, если до слепого теста пользователь на самом деле переживал другие (более сильные) эмоции?
Стоит ли спрашивать у более технически грамотных людей, есть ли разница на iPhone между lossless-файлом и музыкой, сжатой с потерями, чтобы затем полученная информация, образно говоря, снова вернула прежние настройки внутреннего эквалайзера?
Ведь, покупая новый гаджет (те же наушники), мы хотим получить именно это — новые эмоции и ощущения. И одна лишь вера в преимущество чего-то способна на самом деле изменить переживание какого-то процесса.
Здесь наука бессильна
Мы знаем, что в реальности никакого звука нет. Есть лишь безмолвные колебания давления воздуха (то выше, то ниже атмосферного давления), которые может улавливать микрофон или наше ухо. Всё остальное — это результат работы мозга.
Но работа, которую может описать и как-то объяснить наука, проанализировав на томографе активность определенных участков мозга — это лишь полдела. Дальше начинается самое интересное и загадочное — мозг должен «проиграть» результат своей работы нашему сознанию. Что это такое и зачем оно нужно — ответ на этот вопрос человечество так и не нашло.
Бывают случаи, когда мозг не делится информацией с сознанием. Например, человек физически может видеть (свет падает на сетчатку, электрические импульсы отправляются в мозг, он их обрабатывает), но сама картинка «не показывается» сознанию.
По сути такой человек слеп, так как не переживает зрительных образов, но во время экспериментов, он с большой вероятностью (гораздо выше случайных 50/50) «угадывает», куда направляют луч света.
Книга «Потерянный и возвращенный мир» описывает чудовищную историю одного раненого в голову советского солдата. Он мог вдруг почувствовать, как части тела меняют свои пропорции и месторасположение. Иногда он не мог осознать позыв сходить в туалет (чувствовал странное необъяснимое нарастающее давление в области живота), а затем долго думал, каким образом это можно сделать и какой орган для этого лучше подойдет.
Этот солдат полностью потерял память. Но все воспоминания сохранились в мозге, просто мозг не проигрывал их сознанию и человек не мог ощущать переживание прошлого опыта.
Когда врач просил его просто бессознательно что-либо писать (он разучился писать осознанно и мог делать это только на автомате, не задумываясь над тем, что делает), тогда рука буквально самостоятельно писала отрывки из его прошлого. Хотя сам Лев Засецкий (так звали этого солдата), понятия не имел, что это за события и почему его рука их пишет.
В общем, я хочу сказать, что один и тот же звук, зарегистрированный специальным оборудованием и мозгом, у каждого человека может быть проигран по-разному и вызвать совершенно разные ощущения (квалиа). То есть, очень многое происходит на этапе между регистрацией звука и его воспроизведением нашему сознанию.
На это в огромной степени влияют зрительные образы, чего лишена вся аппаратура для анализа звука. Также играют роль воспоминания, какие-то знания и вера во что-то — бренд, качество файла, смартфона или мнение эксперта.
К сожалению, нельзя просто взять и убедить себя в том, что какие-то наушники — самые лучшие. Это так не работает. Мозг гораздо умнее столь примитивных техник.
Именно поэтому люди платят тысячи долларов за бутылку вина. Ведь тот же напиток в бутылке за $10 мог бы показаться даже отвратительным, не говоря уже о конкуренции с винами за $20-30. Поэтому высокие оценки винных критиков, а также баснословная цена подстраивают «эквалайзер» в мозгу на другой уровень восприятия объективной реальности.
Многие ценители высокого искусства прошли бы мимо большинства «шедевров», не обратив на них никакого внимания, если бы предварительно их «эквалайзер» не был настроен должным образом.
Однажды люди проходили мимо известного скрипача (Джошуа Белла), играющего в подземном переходе под видом уличного музыканта. Более тысячи человек прошло за то время и практически никто даже голову не повернул в его сторону. За 45 минут выступления ему удалось заработать всего $32, хотя за 3 дня до этого те же люди платили по $100 и больше за билет, чтобы попасть к нему на концерт, где он играл тот же репертуар.
Переживание музыки (ее восприятие, ощущение) уходит далеко за пределы измерения АЧХ или фазовой характеристики наушников. И на это восприятие может повлиять всё, что угодно: кодек, приложение, оценка эксперта, фраза случайного человека на форуме, новый переходник, замена провода или установка антивибрационных подставок для акустики.
Тот же эксперт или случайная фраза на форуме может так же легко уничтожить всё удовольствие, которое на самом деле испытывал пользователь, слушая свои любимые наушники.
Экран смартфона
Восприятие цвета — это еще более странная и загадочная вещь. То, что творит мозг с цветами, можно назвать чем угодно, только не объективной реальностью.
Цвет невозможно объяснить и описать. Если человек никогда не видел красного цвета, ни одно сравнение ни на йоту не позволит ему приблизиться к понимаю того, что такое красный.
Нет даже никакой уверенности в том, что мы с вами видим один и тот же красный цвет. Да, вы привыкли называть словом «красный» то, как горит огонь или выглядит роза, но вполне вероятно, что в моем сознании это совершенно другой цвет (начиная от насыщенности и заканчивая оттенком), но я так же называю его «красным».
Мы никогда не узнаем, каково это видеть мир глазами другого человека — ощущать звуки, цвета или боль так, как это ощущает другой человек. Ведь между чисто «механической» обработкой сигналов и нашим сознанием — пропасть.
Давайте возьмем такую базовую вещь, как баланс белого или цветовая температура экрана.
Одни дисплеи на смартфонах кажутся синими, другие — желтыми, а третьи вообще — зелеными или розовыми. И некоторые пользователи тратят очень много сил, энергии и времени, чтобы найти экран с идеальным балансом белого.
Действительно, как не выбирать хороший экран после вот такого наглядного сравнения почти десятка разных моделей iPhone:
Какой бы из этих телефонов выбрали вы? На каком экране белый цвет вам кажется максимально белым? Давайте вырежем кусочек каждого экрана и посмотрим, как он будет выглядеть на белом фоне этой статьи:
Не думаю, что хотя бы один из этих квадратов вы бы назвали белым. Но «магия» начинается в тот момент, когда у вас на руках оказывается только один из этих смартфонов и вы перестаете сравнивать его белый цвет с другими белыми цветами.
В этот момент мозг, несмотря на то, что получает однозначный физический сигнал от рецепторов глаза (скажем, желтый цвет), самолично принимает решение не показывать вашему сознанию желтый цвет, а вместо этого отображает белый.
Ведь листок белой бумаги нам всегда кажется белым, хотя объективно под разным освещением он изменяет свой цвет до неузнаваемости и любой измерительный прибор покажет какой угодно цвет, но только не белый.
И только когда мы начинаем сравнивать белый лист бумаги под разным освещением с настоящим белым цветом, мозг перестает играть с нами в игры и показывает сознанию реальные цвета. Как на этом хорошем примере:
Если вам показалось, что слева белый цвет — настоящий, а справа — желтый, вот как выглядят оба эти цвета в сравнении с реальным белым (по центру):
Но, опять-таки, если вам не с чем будет сравнивать, вы будете всегда видеть лист бумаги белым.
Чтобы еще лучше убедиться в том, как с вами играет мозг и что объективная реальность не совсем соответствует квалиа (непосредственно переживаемому опыту), посмотрите этот забавный видео-эксперимент.
Просто смотрите в точку по центру экрана, через несколько секунд вместо замка будут показаны пятна двух цветов, а затем снова вернется черно-белая фотография замка. Но ваш мозг уже решит разукрасить снимок и сделать его полноцветным (зеленая трава, голубое небо и пр.). Как только вы отведете взгляд от черной точки, картинка тут же станет снова черно-белой:
К чему я всё это говорю? Да к тому, что не стоит вообще переживать о таких вещах, как баланс белого экрана.
Достаточно просто перестать волноваться и думать о том, что с цветовой температурой дисплея вашего смартфона что-то не так. И, тем более, ни в коем случае не нужно сравнивать белый цвет на экране вашего смартфона с белым цветом на экранах других устройств. Тогда сознание на самом деле будет получать другую информацию от мозга и вы действительно будете видеть превосходный белый цвет.
А еще есть такое понятия, как ШИМ (широтно-импульсная модуляция). Это когда управление яркостью происходит путем очень быстрого непрерывного включения и выключения AMOLED-дисплея. То есть, появляется мерцание.
По ГОСТам мерцание считается безопасным, когда его частота превышает 300 Гц (когда включение/выключение происходит чаще 300 раз в секунду).
Но проблема в том, что 99% всех AMOLED-экранов пульсируют с частотой <300 Гц. И некоторые люди действительно ощущают эту пульсацию (устают глаза, болит голова). Но иногда такие симптомы наблюдаются не из-за пульсации, а из-за самовнушения или других факторов, совершенно не связанных с пульсацией (длительное напряжение глаз, близкое расстояние от экрана, высокая яркость, низкое разрешение дисплея).
Опять-таки, вера во вред какой-то технологии может действительно влиять на физическое состояние человека. Не только в плане ощущения головных болей или тревоги, но и реального подавления иммунной системы, порождающее множество других объективных проблем. Особенно это наглядно демонстрирует радиофобия, когда люди боятся Wi-Fi, Bluetooth, 5G и других источников неионизирующего электромагнитного излучения.
Выводы. Или почему всё так сложно!?
Обзоры экранов, наушников и другой техники — это хорошо. Но не стоит забывать о том, что мы — люди, а не сложные компьютеры.
Всё, что могут измерять приборы — это лишь то, что поступает на наши органы чувств (световые волны определенной длины, звуковое давление определенной интенсивности и так далее). Но дальше мозг обрабатывает все эти объективные сигналы и начинает демонстрировать результаты своей работы нашему сознанию. И вот эти результаты уже невозможно измерить ни одним из существующих приборов.
Наука в этом плане полностью бессильна. Томограф покажет активацию определенных участков мозга, но ничего не скажет о том, каким именно мы увидели белый или красный цвет, гипноз может вытащить из нашей головы какое-то воспоминание, но ни один врач не сможет ощутить того, что мы переживаем при этом воспоминании.
Между входящей информацией и тем, что мозг «показывает» нашему сознанию, может быть большая разница. Слишком многое влияет на то, как изменится сигнал, пройдя длинный путь от наушников, экрана или другого устройства к нашим квалиа.
Алексей, глав. редактор Deep-Review
P.S. Не забудьте подписаться в Telegram на наш научно-популярный сайт о мобильных технологиях, чтобы не пропустить самое интересное!