что такое dolby atmos

Что такое Dolby Atmos на смартфонах? Или поговорим о широкой сцене в наушниках

Последнее обновление:
Оценка этой статьи по мнению читателей:
5
(145)

Люди делятся на два типа. Первые, покупая более дорогую и качественную вещь, начинают наслаждаться ею. Вторые — страдать.

Если вы хорошо понимаете первых, наверное, вам повезло. Я, к сожалению, могу рассказать только о вторых. У таких людей радость от покупки хорошей вещи быстро сменяется невыносимой мыслью о том, что в природе существует еще более качественная вещь.

Ведь если разница между наушниками за 20 и за 100 долларов была настолько впечатляющей, то каким же будет звук в модели за $600?

Однако мир устроен не так прямолинейно. Порой, для получения удовольствия от более качественных вещей, необходимо меняться самому, чтобы научиться обращать внимание на то, чего раньше никогда не замечал.

Если вам нравится кофе с сахаром, то, добавляя всё больше и больше сахара, в какой-то момент вы полностью испортите напиток. И чтобы развивать свой вкус дальше, вам нужно переключиться со сладости на что-то другое — аромат, консистенцию, послевкусие и т.д.

То же касается и звука. Если в наушниках за $20 не было никакого баса, а в наушниках за $100 вы ощущаете низкие частоты даже телом, то увеличив бюджет еще в 10 раз, вы уже не получите в 10 раз больше баса. Это просто физически невозможно — вы ограничены длиной базилярной мембраны собственного внутреннего уха.

Поэтому приходится обращать внимание на другие вещи и потом вы начинаете понимать, что хороший звук — это не только бас, но и детализация, тональный баланс и, конечно же, сцена!

Сцена — это именно то, что желает услышать в своих наушниках каждый человек, увлекающийся качественным звуком. Чтобы музыка чудесным образом перенеслась из головы в окружающее пространство, чтобы создалось впечатление, будто вы слышите живое выступление на сцене, а не заткнули уши амбушюрами и вся музыка громыхает только внутри слухового канала.

Как же этого добиться? Покупать что-то вроде Sennheiser HD800 за $1000 и дорогой усилитель, а затем пытаться услышать сцену на самых качественных аудиозаписях?

Я предлагаю другой вариант, более технологичный. И сегодня мы поговорим о сцене и технологии Dolby Atmos, доступной на многих современных смартфонах, которая работает с любыми наушниками.

Поверьте, подавляющее большинство тех, кто слышал об этой технологии и даже якобы пользовался ею, на самом деле не имели такого опыта.

Что такое Dolby Atmos? Или зачем эстету очередной «улучшайзер» звука

Если вы почитаете сообщения на форумах или комментарии на популярных ресурсах, то быстренько найдете ответ на поставленный вопрос. Звучать он будет как-то так:

  • Dolby Atmos — это программа-эквалайзер, которая задирает басы и высокие частоты, чтобы дешевые китайские наушники звучали более интересно.
  • Dolby Atmos — это технология для кинотеатров, не имеющая никакого отношения к музыке, тем более, высокого качества!
  • Dolby Atmos — это хорошая технология, для работы которой нужны десятки колонок. О каких смартфонах и наушниках может идти речь?
  • Dolby Atmos — это очередная «улучшалка» звука для не разбирающихся в теме. Она изменяет оригинал до неузнаваемости, превращая его в какую-то кашу из звуков и дешевых 3D-эффектов.

Одним словом, такая себе революция в области звука… Но, к счастью, все эти ответы не имеют никакого отношения к правильному.

Да, Dolby Atmos — это прежде всего объемный звук. То есть, звук, который можно почувствовать впереди или позади себя, а можно и вовсе услышать что-то прямо над головой. Но неужели весь смысл технологии Dolby Atmos (и ее отличие от объемного звука 5.1) заключается именно в дополнительных динамиках, размещенных на потолке?

Конечно же, нет. Главное и принципиальное отличие Dolby Atmos от всего, что было раньше — это объектно-ориентированный звук. При записи звука в Dolby Atmos мы имеем те же аудиодорожки (гитара, барабаны, вокал и пр.), что и при записи обычного стерео или объемного звука 5.1. Но в Dolby Atmos дополнительно появляется понятие объектов Atmos.

Можно не просто записать гитару, но и создать связанный с этим звуком объект в пространстве, у которого есть свои конкретные координаты и ряд других свойств. То есть, помимо аудиодорожек, любая запись в формате Dolby Atmos содержит так называемые метаданные — набор объектов и их описание.

Например, если вокалист ходит по сцене, аудиофайл будет содержать не только дорожку с его голосом, но и связанный объект, в метаданных которого будет записан весь «маршрут передвижения» по виртуальной сцене.

Dolby Atmos — это не объемный звук 5.1

В этом и состоит основное отличие данной технологии. Если в объемном звуке 5.1 все аудиодорожки жестко прописываются в 5 каналов (например, такой-то звук должен прозвучать в левой передней колонке, а такой-то — в задней правой), то в Dolby Atmos все аудио-объекты вообще не привязаны к каналам или колонкам.

Во время воспроизведения музыки система с Dolby Atmos строит виртуальную сцену в зависимости от того, сколько колонок у нее есть в распоряжении. Так как Dolby Atmos знает реальное местоположение каждого звукового объекта без привязки к каналу или колонке (это прописано в файле с музыкой), то система может попытаться воссоздать виртуальную сцену с любым количеством колонок.

Если вы подключите к устройству с Dolby Atmos 30 колонок, тогда система задействует каждую из них для максимально реалистичного воссоздания сцены. Если у вас есть только 5 колонок — Dolby Atmos попытается «визуализировать» все звуковые объекты, используя это количество акустики, ведь дорожки не привязаны к конкретным колонкам и у системы есть «свобода» выбирать оптимальное «расположение» звука.

Это и есть революция в области объемного звука — переход от классической идеи с каналами (колонками) к понятию объектов, которые можно попытаться «визуализировать» на любом доступном количестве колонок.

Dolby Atmos на смартфонах. Или что делать, когда «колонок» не тридцать, а только две

Итак, Dolby Atmos — это высокое качество звука (для тех, кто понимает — вплоть до частоты дискретизации 192 кГц и глубины звука 24 бита) с объектами Atmos, в метаданных которых четко прописано реальное расположение каждого источника звука в пространстве.

Проблема лишь в том, что мы говорим о смартфонах и подключаемых к ним наушниках, зачастую беспроводных. Зачем нам все эти объекты Atmos, если звук будет идти все равно в стерео, как и любая другая обычная запись?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, сразу скажу, что Dolby Atmos превосходно работает не только с проводными, но и с беспроводными Bluetooth-наушниками. Я еще вернусь к этому моменту чуть позже, так как он влечет за собой другие вопросы.

А теперь хорошенько подумайте, возможно ли чисто теоретически сделать так, чтобы человек в наушниках отчетливо услышал звук, скажем, в метре слева от себя или в двух метрах позади себя? А над головой? То есть, звук идет только с левого и правого наушников, но слушатель уверен, что это не так — он отчетливо слышит его над головой.

Если вы уверены, что это невозможно, тогда задайте себе последний вопрос — как же тогда вы слышите все звуки в реальном мире и ощущаете их со всех сторон? Ведь у вас не тридцать ушей, а всего два уха — обычная «стерео-система». Откуда бы звук ни исходил, он в итоге попадет только в левое и правое ухо. И, тем не менее, вы с закрытыми глазами определяете, идет ли звук сверху или справа.

Как же вам это удается!?

Голова, отбрасывающая тень на ухо

Никакого пространственного звука не существует. Нет звука сверху или снизу, нет звука справа или слева. Есть только два уха, которые слышат немножко разный звук, в зависимости от того, откуда он издается.

Предположим, что кто-то хлопнул в ладоши справа от нас. Любой человек определит, что звук отчетливо слышится справа. Почему? Потому что мозг произвел определенные вычисления и затем проиграл для нашего воображения красивый трехмерный звук, слышимый как бы с правой стороны.

Для этих вычислений наш мозг использовал в основном 3 переменные:

Разница во времени

Когда мы хлопнули справа, то звук от хлопка вначале попал в правое ухо, а через несколько миллисекунд — в левое. Эта разница очень важна для точной локализации звука в пространстве.

Разница в громкости

Интенсивность (громкость) звука в правом ухе будет намного выше, чем в левом, если источник звука находится справа. Таким образом, мозг сравнивает не только задержку по времени, но и разницу в громкости.

Искажение тембра

Вернемся к хлопку. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложный звук, состоящий из самых разных частот. Любой звук, даже одна конкретная нота, содержит в себе множество частот. Если нота ля — это частота 440 Гц, то в зависимости от того, кто или что будет воспроизводить эту ноту, звук будет содержать массу дополнительных частот (гармоник).

Именно по этим дополнительным частотам (гармоникам) мы и определяем конкретный инструмент или голос конкретного человека.

Если звук доносится справа, тогда в правое ухо попадают все частоты и правым ухом мы слышим максимально естественный тембр. Но затем на пути звука появляется преграда — наша голова, которая становится как бы звуковым барьером или фильтром. Некоторые волны просто гасятся головой и уже не доходят до левого уха. Мы говорим, что голова отбрасывает акустическую тень.

Мозг учитывает все эти и многие другие нюансы, включая данные, получаемые от глаз, и только потом строит правильную звуковую сцену.

Но если всё так просто, почему тогда мы не можем обмануть мозг наушниками? Вносить те же естественные искажения звука в одно ухо, делать звук громче или тише в разных ушах, а также посылать один и тот же сигнал в оба наушника с небольшой задержкой? В общем, делать всё, чтобы мозг «рисовал» объемную сцену?

В реальности для этого нам даже делать ничего не нужно со звуком, достаточно просто записать его на вот такой необычный микрофон:

микрофон dummy head для бинауральной записи

В каждом ухе этой искусственной головы спрятаны студийные микрофоны высокого качества. Вам остается лишь установить голову в настоящей студии. Звук естественным образом будет попадать в один микрофон раньше, чем в другой, а голова — отбрасывать акустическую тень.

Здесь важны все детали — даже форма ушной раковины играет очень важную роль (она немного изменяет в том числе звуки, доносящиеся сзади). Звук, отражаясь от ее изгибов и завитков, будет по-разному попадать в каждое ухо в зависимости от местоположения источника.

Получается, у нас теперь есть звуковой сигнал для левого и правого уха, который бы мы слышали, если бы на самом деле находились в студии звукозаписи или на сцене. Дело остается за малым — отправить этот сигнал в наши реальные уши. Для этого достаточно использовать обыкновенные наушники. Они будут проигрывать звук, уже записанный с учетом всех задержек, искажений тембра и разницы в громкости, обусловленных анатомическими особенностями головы. А наш мозг будет строить объемную картину.

Такие записи существуют и называются они бинауральными. Можете прямо сейчас надеть любые наушники, закрыть глаза и включить эту классическую демонстрацию бинаурального звука — «виртуальную парикмахерскую»:

Конечно, 3D-эффект будет зависеть от качества наушников и в более дорогих моделях сцена будет реалистичней. Но заметить разницу со стерео-звуком можно даже в самых дешевых наушниках.

И теперь мы подошли к основной сути Dolby Atmos для смартфонов!

Dolby Atmos, смартфон, наушники и передаточная функция головы

Итак, Dolby Atmos на смартфоне делает следующую вещь. Система получает файл, в котором помимо аудиодорожек хранятся метаданные объектов Atmos в пространстве. Теперь система может воссоздать сцену на любом количестве колонок.

Но если мы слушаем Dolby Atmos в наушниках (проводных или Bluetooth), система создает бинауральный звук.

Например, в файле есть объект гитара, который находится впереди чуть правее от вас, местоположение объекта записано в метаданных формата Dolby Atmos. В этом же файле есть и аудиодорожка гитары.

Если бы эта гитара на самом деле находилась в метре от вас, чуть правее, как бы изменялся звук, попадая в правое и левое ухо? Как бы на него влияла форма головы, туловище, поза человека? В какое ухо этот звук попадал бы раньше и насколько?

На все эти вопросы можно дать ответ с определенной точностью, пользуясь только математическими расчетами. То есть, можно рассчитать движение звуковой волны с учетом расстояния, формы головы, расположения ушей и их формы.

Собственно, именно это и делают алгоритмы Dolby Atmos. Они применяют к звуку упомянутой гитары передаточную функцию головы или HRTF-функцию. Именно эта сложная математическая функция описывает то, как изменяется звук по пути от источника к каждому уху.

Если бы мы взяли обычный mp3-файл или даже файл без сжатия в студийном качестве, технология Dolby Atmos не смогла бы ничего с ним сделать, так как в файле не описано расположение всех инструментов и вокалиста в пространстве. Нужен специальный формат с метаданными.

А когда такие данные есть, Dolby Atmos может создать реальную трехмерную сцену для прослушивания в наушниках, используя HRTF-функцию и бинауральный звук. Именно это и происходит при активации данной технологии на совместимом смартфоне.

Другими словами, Dolby Atmos, используя математику и заранее известное положение всех инструментов, так корректирует каждый звук, как он изменялся бы в реальности, если бы доносился к нашим ушам с учетом расстояния, формы головы и ушей, тела и пр.

Вопросов осталось слишком много… но и ответов — тоже!

Звучит всё очень убедительно, не так ли? Но, я уверен, что у некоторых читателей появились вопросы, особенно у тех, кто «пробовал» Dolby Atmos и совершенно не впечатлился этой технологией.

Что ж, давайте рассмотрим самые популярные из них, начав с наиболее неочевидного:

Откуда у Dolby Atmos взялась передаточная функция именно моей головы?

Действительно, даже приведенный выше пример бинауральной записи будет ощущаться каждым человеком по-разному, так как форма используемой при записи искусственной головы с ушами может очень сильно отличаться от формы вашей головы.

Я скажу даже больше. Если бы вам изменили форму ушей, какое-то время у вас были бы серьезные проблемы с локализацией звуков в пространстве. Мозгу потребовалось бы несколько недель, чтобы внести в свои расчеты все корректировки, связанные с новой формой ушей.

Ровно то же происходит и с Dolby Atmos. Технология применяет к звуковому сигналу HRTF-функцию среднестатистической головы и уха, без учета физиологических особенностей конкретного слушателя.

Поэтому, восприятие объема у каждого человека может немного отличаться. Особенно это касается детей.

Почему Dolby Atmos ощущается, как дешевый «улучшайзер» звука?

Скорее всего, вы пробовали опускать шторку на своем смартфоне и включать Dolby Atmos:

функция Dolby Atmos на смартфоне

Но особого вау-эффекта не услышали. Даже наоборот, звук мог показаться неестественно обработанным, как если бы вы просто поигрались эквалайзером.

Так и должно было произойти, если вы прослушивали музыку в обычных форматах (mp3, aac и др.) или lossless-форматах. Ни один из них не использует динамические метаданные звуковых объектов. Такого понятия вообще не существует в мире классического стерео-звука.

Чтобы почувствовать эффект, нужен файл, в котором будут эти метаданные. Для этого используются кодеки Dolby Digital Plus и Dolby TrueHD. Во всех остальных случаях ни о каком полноценном Dolby Atmos и речи быть не может. Dolby Atmos — это, напомню, объектно-ориентированный звук и для него нужны звуковые объекты.

Поэтому у вас и сложилось ложное впечатление об этой технологии — вы просто ее не слышали.

К сожалению, недостаточно иметь только файл или приложение, способное доставить вам файл в формате Dolby Atmos. Смартфон должен иметь встроенный программный декодер Dolby Digital Plus или Dolby TrueHD. Поэтому, если смартфон не поддерживает Dolby Atmos, никакое приложение здесь не поможет.

В Netflix уже давно доступен звук в Dolby Atmos, но особой разницы нет!

Если вы смотрите на своем смартфоне Netflix с подпиской Премиум (Ultra HD), то вам действительно должен быть доступен формат звука в Dolby Atmos. Должен, но не доступен.

На момент написания этой статьи ни на одном смартфоне Netflix не поддерживает звук в Dolby Atmos, только видео в формате HDR (HDR10 или Dolby Vision).

Поэтому, попробовать Dolby Atmos в Netflix или других потоковых видео-сервисах пока невозможно.

Где же мне попробовать звук в формате Dolby Atmos?

Насладиться настоящим Dolby Atmos можно пока только в трёх приложениях (потоковых сервисах): Amazon Music HD, TIDAL и Apple Music. Первые два не доступны официально в странах СНГ:

dolby atmos в приложениях tidal и amazon music

Но вопрос решается просто. Вы можете легально использовать эти сервисы в любой стране, для чего нужно лишь зайти на сайт сервиса и зарегистрировать учетную запись, используя VPN. Все сервисы принимают карточки любого банка.

Apple Music — самый простой способ попробовать Dolby Atmos, здесь даже есть интересный аудиогид по технологии.

dolby atmos в apple music

Протестировать Dolby Atmos можно вообще бесплатно, так как все сервисы предоставляют пробный период, после которого можно отказаться от подписки.

Я даже позволю себе порекомендовать вам альбом, с которого можно начать — MicroSinfonias от Sergio Vallin (например, композиция Donde Esta Mi Primavera):

музыкальный альбом в Dolby Atmos

Естественно, в будущем и другие потоковые сервисы будут поддерживать Dolby Atmos, но пока только так.

Дешевые наушники + Dolby Atmos = дорогие аудиофильские наушники?

К сожалению, это работает не так. Дешевые наушники с Dolby Atmos будут звучать гораздо хуже качественных наушников с Dolby Atmos. Впрочем, как и без Dolby Atmos.

Как мы уже разобрались, «сцена» строится благодаря небольшим отличиям в звуке в правом и левом наушниках. Но эти несоответствия должны быть вызваны исключительно самим источником звука, то есть, наушники не должны вносить никаких искажений в сигнал.

Другими словами, если мы подаем один и тот же сигнал на правый и левый динамики, они должны воспроизвести идентичный звук без малейшей разницы. Но в реальности всё гораздо печальнее. Чем ниже качество наушников, тем большей будет эта разница.

Оба динамика дешевых наушников могут иметь разную АЧХ. Например, правый динамик играет звук на частоте 100 Гц чуточку громче левого. И это только одна частота, а их всего около 20 тысяч! То есть, у нас уже есть примерно 20 тысяч шансов ухудшить «сцену», так как наушники будут искажать сигнал из-за своих конструктивных особенностей и низкого качества.

Посмотрите на АЧХ правого и левого динамика беспроводных наушников Apple AirPods Pro:

АЧХ левого и правого динамика Apple AirPods Pro

Мы видим, что левый динамик (синяя линия) какие-то частоты воспроизводит чуть тише правого (серая линия), а какие-то — заметно громче. Это уже будет влиять на сцену.

А вот график гораздо более дорогих Sennheiser Momentum True Wireless:

АЧХ левого и правого динамика Sennheiser Momentum True Wireless

Мы видим практически полное совпадение двух графиков с незначительным расхождением под конец. Эти наушники при прочих равных смогли бы «нарисовать» сцену более точно, особенно с технологией Dolby Atmos, когда требуется передать мельчайшие отличия в звуковом сигнале.

Кроме того, есть еще один важный параметр, влияющий на «сцену» — это фазовое рассогласование динамиков. Сейчас мы не будем углубляться в эту тему, но просто посмотрите на график типичных недорогих наушников Sound Intone CX-05, которые многие блогеры оценили как «топ за свои деньги»:

фазовая характеристика левого и правого наушника intone cx-05

На этом графике показана фазовая характеристика левого (синим цветом) и правого (красным цветом) наушников. В идеале эти линии должны полностью совпадать, то есть, фазовый отклик обеих динамиков должен быть идентичным, а не запаздывать или спешить.

Для сравнения посмотрите на ту же характеристику наушников Samsung Galaxy Buds Pro (наш обзор), которые я в основном и использую для прослушивания музыки в Dolby Atmos (обязательно с кодеком Scalable):

фазовая характеристика левого и правого наушника galaxy buds pro

Думаю, не стоит объяснять, какие из этих двух моделей более реалистично «нарисуют» сцену.

Поэтому, к сожалению, технология Dolby Atmos не сможет превратить дешевые наушники в аудиофильские. Да, какой-то объем появится, но разница с более качественными наушниками будет просто ошеломительной.

Как Dolby Atmos будет передаваться по Bluetooth? Нужен ли специальный кодек с высоким битрейтом?

Поддержка специального кодека нужна на уровне приложения и смартфона, чтобы распаковать файл, достать оттуда информацию о каждой дорожке и всех звуковых объектах.

Затем система Dolby Atmos на смартфоне применяет к звуку HRTF-функцию, то есть, немного изменяет сигнал для левого и правого наушников и уже в конце смартфон использует любой поддерживаемый наушниками кодек (SBC, AAC, atpX и так далее).

То есть, вся «магия» происходит со звуком до отправки двух дорожек (для левого и правого динамика) на наушники. Поэтому звук в Dolby Atmos требует более высокого битрейта на этапе передачи от стримингового сервиса к смартфону.

А уже после обработки, более высокий битрейт не требуется, ведь мы имеем ровно те же две аудиодорожки, что и при прослушивании mp3, просто сами дорожки немного изменены (не искажены, как это делают «улучшайзеры», а именно изменены с учетом бинаурального звука).

А если слушать музыку без наушников?

Если вы поставите смартфон со стереодинамиками прямо перед собой где-то в полуметре, закроете глаза и включите композицию в Dolby Atmos, вы не сможете определить, где именно находится смартфон. Звуки будут доноситься буквально отовсюду.

Рекомендую начать проверку Dolby Atmos без наушников с композиции Final View From The Rooftops от London Elektricity:

композиция Final View From The Rooftops в Dolby Atmos

Конечно же, в наушниках качество звука будет несравнимо лучше, но ощущение объема и сцены будет превосходным даже на динамиках смартфона.

Здесь уже невозможно обойтись только HRTF-функцией и бинауральным звуком, ведь динамики уже не изолированы друг от друга, как в случае с наушниками. Звук от каждого динамика будет попадать сразу в оба уха, что полностью разрушит трехмерную сцену.

Поэтому нужен еще один алгоритм под названием Crosstalk Cancelation, подавляющий такие перекрестные помехи. В результате мы получаем трансауральный стерео-звук, при котором каждое ухо слышит только свой канал (одну из колонок).

Именно это делает декодер Dolby Atmos, когда вы включаете соответствующий контент через динамики совместимого смартфона. Всё это настолько необычно, что при первом прослушивании мозг отказывается верить в происходящее.

Вместо выводов

В этой статье мне хотелось рассказать не только о технологии Dolby Atmos, но и о том, как вообще появляется сцена при прослушивании музыки в наушниках. Надеюсь, статья внесла немного ясности в этот вопрос и, возможно, заставила вас взглянуть на привычные вещи немного под другим углом.

Также еще раз хочу подчеркнуть, что не все наушники «одинаково полезны». Разница между дорогими и дешевыми моделями уходит далеко за пределы количества баса. Хотя, к сожалению, именно этот критерий является одним из основных при обсуждении и выборе наушников.

Алексей, глав. редактор Deep-Review

 

P.S. Не забудьте подписаться в Telegram на первый научно-популярный сайт о мобильных технологиях — Deep-Review, чтобы не пропустить очень интересные материалы, которые мы сейчас готовим!

 

Как бы вы оценили эту статью?

Нажмите на звездочку для оценки

Внизу страницы есть комментарии...

Напишите свое мнение там, чтобы его увидели все читатели!

Если Вы хотите только поставить оценку, укажите, что именно не так?

Подписаться
Уведомить о
35 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
wztrack
3 месяцев назад

Очередная инкарнация a3d, eax + hrtf. Вроде все наигрались с 3d, hrtf-фильтрами и бинауральными записями полтора десятилетия назад, и вот опять. Ни один сетап не даёт полноценного позиционирования «спереди» и хоть сколько-нибудь информативного по вертикали. И от цены сетапа и качества исходников мало что зависит, всем известный пример с тряской коробка вокруг маникена в mp3 128 звучит реалистичные большинства бинауральных хайрезов. Но только сзади-сбоку и только в горизонтали…

raaddist
4 месяцев назад

Всё это — надуманные восторги ради удорожания компонентов. Звук музыки должен исходить от инструментов, а не витать в непонятном шарообразном пространстве.

Алексей
6 месяцев назад

Попробую присоединиться к обсуждению.
Немного непонятна «фишка» технологии, если мы говорим про наушники. Если в том, что мелодию можно разбить на дорожки инструментов и задать виртуальное место звучания — это одно (хотя зачем это простому слушателю?). Но если это просто координаты инструмента, пусть и перемещаемые во время исполнения трека, то почему нельзя это «зашить» в стерео-дорожку?
Второй вопрос вытекает из первого.
Позволяет ли технология Dolby Atmos изменение местоположения инструмента онлайн, в момент звучания? Т.е. в музыкальном файле, допустим, зашиты какие-то координаты, а я хожу со смартфоном вокруг «сцены» и мелодия звучит по-разному?

wztrack
3 месяцев назад
Ответить на  Алексей (Deep-Review)

Вот отслеживание движений — это уже ближе. Микросмещения сцены в 3-осях вслед за движениями головы дадут львиную часть пространствнной информации. Куда полезнее статичных hrtf-пресетов.

Максим
6 месяцев назад

Такое ощущуение, что в этой демонстрации бинаурального звука — «виртуальной парикмахерской» звук идет сзади и временами сбоку. Тоже самое и в других подобных демонстрациях. Совсем нет ощущения звука, идущего спереди.

Василий
6 месяцев назад

Приятная статья, спасибо.
Но вынужден поправить в одной мелочи: lossless не является форматом музыки, это понятие неправильно употреблять через запятую с aac и mp3.
Есть Lossy — термин, обозначающий форматы с потерями (например, пресловутый mp3), а есть lossless, к которому относятся FLAC, ALAC и т.п.

Александр
6 месяцев назад

Спасибо за подробное описание работы этой технологии. Получается что маркетинг превратил эту функцию в «очередной улучшайзер». Ведь по сути когда я беру яндекс музыку (пусть даже у меня s21 ultra + buds pro) теоретически ничего не должно меняться, ведь информация об объекте не добавилась при включении этой функции.
Ну и так же как и все фишки флагманов, я думаю это задел на будущее (как bluetooth 5.2), когда, как минимум, какой-нибудь Spotify начнёт поддерживать Dolby Atmos.

Вопрос у меня остался только по расширению файла. По кодеку ответ в статье есть, но примеры форматов не указаны. Так было бы чуть проще искать.

Юрий
6 месяцев назад

Спасибо большое за очень доступный язык изложения!
Подскажите, в Яндекс.музыке есть кнопка звука высокого качества HQ, что она даёт или делает со звуком?

Василий
6 месяцев назад
Ответить на  Юрий

По умолчанию приложение транслирует музыку в битрейте не выше 192 кб/с. HQ — High Quality, поднимает битрейт до 320. Следует понимать, что старые записи сами по себе имеют низкий битрейт, и HQ никак не поможет.

абросим
6 месяцев назад

все написано правильно!
НО (огромное НО) мастеринг в Dolby Atmos это обычно попытка вырезать эти объекты из стерео мастер дорожки, то есть (почти уверен) для мастеринга в студии Dolby, никто не отдает запись барабана и его координаты при записи, запись гитары и его координаты. Или не записывает в студии с 15 микрофонов (в стрим сервисах тидал обычно всегда 15 объектов) Отдается обычное стерео, а уже потом его пытаются раскидать по площади….
имхо

абросим
6 месяцев назад
Ответить на  Алексей (Deep-Review)

Очень много старых записей в атмос и 70 годов, которые в исходнике вообще моно.

абросим
6 месяцев назад
Ответить на  Алексей (Deep-Review)

вот были инструменты, которые дали бы послушать отдельно эти объекты, со включением выключением…
плюс еще все немного усложняются тем что, как я понимаю, основные значимые объекты атмос все равно «прошиваются» в стандартный каналы Dolby Surround для обратной совместимости

Последний раз редактировалось 6 месяцев назад абросим ем
абросим
6 месяцев назад
Ответить на  Алексей (Deep-Review)

tidal конкретно использует формат Dolby Surround Plus и 15 объектов и 1 bed на всех своих треках

абросим
6 месяцев назад
Ответить на  Алексей (Deep-Review)

вот пример с трека из вашей статьи
eneral
Complete name              : D:\media\Album\Sergio Vallín\MICROSINFONÍAS [2021]\03 — Sergio Vallín — DONDE ESTA MI PRIMAVERA.m4a
Format                  : MPEG-4
Format profile              : Base Media / Version 2
Codec ID                 : mp42 (mp42/dby1)
File size                : 27.4 MiB
Duration                 : 4 min 57 s
Overall bit rate mode          : Constant
Overall bit rate             : 774 kb/s
Album                  : MICROSINFONÍAS
Album/Performer             : Sergio Vallín
Part/Position              : 1
Part/Total                : 1
Track name                : DONDE ESTA MI PRIMAVERA
Track name/Position           : 3
Track name/Total             : 7
Performer                : Sergio Vallín; Marco Antonio Solís
Recorded date              : 2021
Encoded date               : UTC 2020-12-24 11:46:26
Tagged date               : UTC 2020-12-24 11:46:26
Copyright                : AvidPlay
Cover                  : Yes

Audio
ID                    : 1
Format                  : E-AC-3 JOC
Format/Info               : Enhanced AC-3 with Joint Object Coding
Commercial name             : Dolby Digital Plus with Dolby Atmos
Codec ID                 : ec-3
Duration                 : 4 min 57 s
Bit rate mode              : Constant
Bit rate                 : 768 kb/s
Channel(s)                : 6 channels
Channel layout              : L R C LFE Ls Rs
Sampling rate              : 48.0 kHz
Frame rate                : 31.250 FPS (1536 SPF)
Compression mode             : Lossy
Stream size               : 27.2 MiB (99%)
Service kind               : Complete Main
Default                 : Yes
Alternate group             : 2
Encoded date               : UTC 2020-12-24 11:46:26
Tagged date               : UTC 2020-12-24 11:46:26
Complexity index             : 16
Number of dynamic objects        : 15
Bed channel count            : 1 channel
Bed channel configuration        : LFE

Роман
6 месяцев назад

Отличная статья! Подскажите, в Spotify не будет сборников в dolby atmos?

Михаил Ш
6 месяцев назад

А как же рассуждения о сцене, глубине и ширине, пространстве — для описания обычного стерео звука при обзоре каких-нибудь наушников? Получается, это лишь образное описание индивидуального восприятия, основанное на воображении слушающего и выраженное, исходя из богатства его словарного запаса? С небольшой примесью воспоминаний об опыте предыдущего прослушивания этой музыки в других наушниках?

Последний раз редактировалось 6 месяцев назад Михаил Ш ем
Василий
6 месяцев назад
Ответить на  Михаил Ш

На подобные вещи гораздо сильнее влияет процесс сведения самого трека, нежели наушники, ибо все инструменты (если не говорить о Dolby Atmos) требуют эквализации, реверберации, панорамирования и т.д. для того, чтобы занять свое пространство в общей картине.
По моему скромному опыту, вся эта маркетинговая брехня требуется лишь для низкопробных изделий и всяких брендов вроде Marshall, которые вместо качества звука вкладываются в качество внешних материалов.

Игорь
6 месяцев назад

Я шоке от этой информации. Мне нравится, как вы подробно и при этом просто всё объясняет. Спасибо вам за ваш труд.

Михаил
6 месяцев назад

Очень интересно! Спасибо. То есть я могу попробовать эти сервисы, даже если в смартфоне нет поддержки dolby atmos? Ведь вся обработка звука на стороне сервиса. Так?

Игорь
6 месяцев назад
Ответить на  Алексей (Deep-Review)

Как убедиться, что на моём смарфоне есть такие кодеки?

абросим
6 месяцев назад
Ответить на  Игорь

посмотреть в характеристиках, обычно есть в телефонах самсунг

Александр
6 месяцев назад
Ответить на  Алексей (Deep-Review)

Понятно что хардварный декодер ускоряет работу с кодеком. Но неужели есть еще какие-то причины почему нельзя софтварно эмулировать работу кодека? Ресурсов на смартфоне должно хватить на это. Особенно на флагмане. Например на прошлогоднем. Ну или мне бы хотелось на ПК попробовать, как вариант.