В течение многих лет на этом сайте выходили, хочется верить, интересные и полезные материалы о технологиях и их влиянии на нашу жизнь. Мы выпускали подробные обзоры мобильной техники и обсуждали главные события в мире технологий.
Но за каждым продуктом, технологией или проектом всегда кроется нечто большее — личные истории и люди, без которых всё это было бы невозможным.
Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая выходит за тематические рамки сайта и в то же время неразрывно с ним связана. Историю человека, чьи идеи, поддержка и любовь сделали возможным создание как Deep-Review, так и других проектов.
19 мая 2024 года, в возрасте 42 лет, после тяжелой болезни ушла из жизни моя дорогая жена Елена Сало.
Проект Deep-Review был её идей и главным увлечением последних лет. Поэтому с глубокой любовью, уважением и скорбью я публикую эту статью на её ресурсе.
Влюбленность длинною в 20 лет
Я встретил Лену на втором курсе университета. Мы подружились весной 2003 года, незадолго до летних каникул. Всё лето мы переписывались по электронной почте, так как жили в разных городах.
Вернувшись в университет, вечером 14 сентября 2003 года я предложил ей встречаться, на что она с радостью согласилась. Она была моей первой любовью, и для неё эти отношения тоже стали первыми.
Мы встречались недолго, так как через пару месяцев Лена должна была уезжать на год в Германию. Почти весь следующий год мы переписывались по обычной почте и иногда созванивались по телефону.
Конечно, молодая и симпатичная девушка со знанием немецкого могла найти себе кого-то в Германии, «зацепиться» там и остаться жить. Ведь мы знали друг друга всего несколько месяцев и, по сути, ничем не были друг другу обязаны. Однако она хранила верность и с нетерпением ждала возвращения.
Когда Лена вернулась, я сделал ей предложение.
Мечты о семье
Мы были классическими «бедными студентами», у которых ничего не было за душой, только одни мечты. Мы строили планы о том, как вместе добьемся всего.
Она любила ходить со мной по шоу-румам с красивыми интерьерами и представлять, как будет выглядеть наш дом.
Иногда, гуляя вечерами по городу, мы засматривались в окна жилых домов и, видя там людей, представляли, что это наш дом и мы наблюдаем за собой со стороны. Она в шутку спрашивала, что приготовить на ужин, и я даже ощущал запах этих блюд. Нам было невероятно хорошо и уютно вместе.
Мы обвенчались 14 августа 2005 года.
Вслед за мечтой
Перед нами, как молодой семьей, стали появляться типичные проблемы, одной из которых были финансы.
Мы считали, что для финансового успеха необходимо грамотно распоряжаться деньгами, особенно, когда их не так много.
Попробовав записывать все расходы в блокноте, я быстро понял, что это неудобно и неэффективно. Доступные на тот момент компьютерные программы выглядели максимально скучно и отбивали последнее желание заниматься домашней бухгалтерией.
Поэтому мы с женой решили сделать такую программу самостоятельно. Идея показалась нам вдвойне хорошей. Во-первых, мы сами нуждались в подобном инструменте, а во-вторых, этот продукт, если бы он понравился и другим людям, мог обеспечить нам хороший доход.
Я работал над проектом день и ночь, параллельно зарабатывая деньги на проживание разработкой и поддержкой сайта одной местной компании.
Мы с женой постоянно обсуждали все нюансы будущей программы, она часто помогала с дизайном. Каждый раз, когда я сталкивался с трудностями, она просила подробно объяснять ей проблему.
Лена ничего не понимала в программировании, но всегда старалась вникнуть в суть. И каждый раз, чем подробнее я ей всё объяснял, тем лучше сам понимал проблему и постепенно приходил к решению. У неё был талант слушать и она всегда была уверена в том, что я справлюсь с любой задачей. Мне это очень помогало.
Благодаря бесконечному оптимизму моей жены и ее постоянной поддержке, наш продукт был готов. Мы так и назвали его — Family, что в переводе с английского означает «семья».
Я уже не занимался ничем другим, кроме программы, которая начала набирать популярность в Инетрнете. Мы с женой зарегистрировали компанию Sanuel (ООО «Сэнюэл»), сняли офис, наняли сотрудников.
Однако расходы росли слишком быстро, а доходы не поспевали за ними. В результате, к концу 2007 года мы вынуждены были закрыть компанию и распустить офис.
Я постоянно норовил свалиться в депрессию и опустить руки. Как мне тогда казалось, я «рационально» смотрел на вещи и видел много проблем, решить которые в одиночку было слишком сложно.
Но я был не один. Моя жена была неисправимым оптимистом и всё видела совершенно в другом свете. Её поддержка и мотивация постоянно возвращали мне веру в наши планы и проекты.
Так было и в этот раз. Я вернулся к работе и мы начали в одиночку создавать новый продукт с нуля. В это же время родился наш сын.
К моему удивлению, довольно быстро (спустя пару-тройку лет) новая Family приносила уже относительно большие деньги. У нас были договора с крупными дистрибьюторами, программа продавалась не только онлайн, но и на полках обычных магазинов в разных странах СНГ.
Мы уже могли позволить себе дорогой автомобиль, дом, путешествия и прочие радости жизни. Все наши юношеские мечты становились реальностью.
Я всегда работал в «домашнем офисе», поэтому мы постоянно были вместе. Всё свободное время, которого становилось всё больше, мы также проводили вдвоем. При этом мы никогда не уставали друг от друга. Мне просто не хотелось идти на теннис, в парк, ресторан или торговый центр, если рядом не было жены, ведь с ней всё это было в разы веселее и приятнее.
Первые 15 лет нашей семейной жизни пролетели как одно счастливое мгновение. У нас не было никаких проблем ни со здоровьем, ни в отношениях, ни с бизнесом. Только масса времени и полная свобода делать то, что хотим.
Ближе к 2019 году Лене пришла в голову идея создать Deep-Review. Она знала, как я люблю технологии, и считала, что у меня хорошо получается писать (еще до знакомства с ней я подрабатывал внештатным автором в различных компьютерных журналах). Она всегда жалела, что мы не сделали этого еще 10 лет назад.
Deep-Review был её проектом от начала и до конца. Она буквально заставляла меня покупать гаджеты для обзоров, на которые я поначалу жалел деньги. Она всегда была первым читателем и критиком каждой моей статьи. А я старался брать темы посложнее, чтобы казаться в её глазах чуточку умнее.
Также она отслеживала все упоминания о нашем ресурсе в интернете и проверяла всю статистику — это было её любимым ежедневным занятием перед сном. Я же, наоборот, никогда не смотрел на все эти метрики, так как меня очень расстраивало, когда посещаемость сайта падала из-за какого-то очередного обновления поискового алгоритма Google.
Именно Лена первой набралась храбрости и решила связаться с одним крупным производителем смартфонов, чтобы попросить технику на обзор. Впоследствии ей очень понравилась работа с мобильными компаниями, поездки на различные мероприятия для прессы и тому подобные вещи.
Она верила в успех Deep-Review как никто другой. Меня же постоянно огорчало то, что прогресс шел медленнее, чем я ожидал. До сих пор я удивляюсь, откуда она черпала столько терпения и вдохновения, которого с головой хватало на нас двоих.
Ей легко удавалось вытянуть меня из любой эмоциональной ямы. Она становилась смыслом, когда порой я опускал руки и не понимал, зачем вообще продолжать что-то делать.
Какой была моя жена
Она увлекалась всем, что интересовало меня (или, по крайней мере, мастерски имитировала этот интерес, чтобы не ограничивать меня и поддерживать во всём). Каждое из моих многочисленных хобби становилось для неё важным. Мобильные телефоны, акустика, часы, большой теннис или фотография — всё это захватывало её.
Разумеется, у Лены были и свои собственные увлечения, помимо моих. Она невероятно вкусно готовила и делала это с огромным удовольствием. Часто она говорила, что испытывает счастье, когда видит, как я наслаждаюсь её едой. И иногда я слегка подыгрывал, выражая своё восхищение более ярко, чтобы сделать ей приятно.
Она могла часами сидеть в интернете в поисках очередного интересного рецепта, чтобы затем порадовать меня и сына чем-то вкусным и необычным.
Даже когда она уже не могла ничего делать по дому из-за метастазов, она лежала в кровати и смотрела кулинарные шоу, планируя различные блюда, которые приготовит для нас с сыном после выздоровления.
Лена очень увлекалась созданием открыток ручной работы. Это была значительная часть её жизни.
Она сотрудничала с известными компаниями, такими как Spellbinders, которые присылали ей свои инструменты и материалы для тестирования. Мы часто посещали специализированные выставки вместе, а её работы публиковались в популярных глянцевых журналах для Handmade-мастеров.
Вот лишь несколько примеров того, что она делала (на ее странице в Instagram можно найти гораздо больше фотографий):
Она была очень творческой натурой и творчество нравилось ей в любой форме. Некоторое время мы вместе увлекались фотографией. Нам даже удалось продать несколько тысяч наших снимков на так называемых микростоках (это платформы, на которых одно и то же изображение могут покупать разные люди за небольшую цену).
Она подбирала одежду, искала моделей с подходящей внешностью, разрабатывала сценарии съемок и часто сама проводила фотосессии или, когда я стоял за камерой, активно контролировала весь процесс съемки:
Она находила удовольствие в домашних заботах, проводила много времени в нашем саду, ухаживая за цветами и другими растениями.
Но лучше всего она умела любить.
Когда она еще была в Германии, в одном из писем мы обещали друг другу никогда не устраивать скандалы, которые случались между родителями в наших семьях. И мы сдержали это обещание. Ни разу никто из нас не сказал друг на друга ни единого оскорбительного слова.
Разумеется, у нас бывали разногласия, но они редко длились дольше нескольких минут.
Сейчас, анализируя нашу жизнь, я понимаю, что именно она создавала такую атмосферу в семье, проявляя большое уважение ко мне. Она могла принять мою точку зрения, даже если не до конца была с нею согласна.
Для меня она всегда была воплощением женственности: нежной, скромной, доброй, заботливой, красивой, творческой, веселой и в то же время благородной и очень сильной.
В детстве она потеряла маму, которая скончалась от онкологии, только в еще более молодом возрасте — в 33 года. Эта трагедия заставила её рано повзрослеть, придав характеру силу, стойкость и самостоятельность.
Она никогда не любила обсуждать или осуждать других людей, была очень общительна и дружелюбна. Её не раздражали люди, выкладывающие глупости в соцсетях. Она не оставила ни единого негативного комментария в интернете. Для меня это было чем-то сверхъестественным, а она не понимала, зачем что-то писать незнакомому человеку, имеющему право быть таким, каким он хочет.
Она была очень мудрым и образованным человеком, говорила на 5 языках — русском, украинском, английском, немецком и польском. Уверен, если бы не эта трагедия, она бы продолжила учить языки, так как ей это давалось довольно легко.
Когда Лена заболела, в Украине началась война, и мы не могли продолжать лечение, проходившее параллельно в Киеве и Одессе. Поэтому ей пришлось срочно уехать в Германию, где впоследствии она прошла операцию и иммунотерапию.
Последние пару лет она жила и лечилась в небольшом немецком городке. Когда её не стало, меня тронуло (но не удивило) то количество открыток с словами соболезнования, которые я стал получать от незнакомых мне людей по почте и лично.
За короткий срок мою жену полюбили местные жители, с которыми она пересекалась. Соболезнование выразили и в городской газете. В своих открытках люди писали одни и те же слова: очень добрая, отзывчивая, оптимистичная и легкая.
Рядом с нею действительно было легко и уютно.
В одном из писем кто-то написал о Лене следующие слова, которые так кратко и в то же время ёмко описывают её сущность:
На небе стало одним ангелом больше…
Мне невероятно повезло в жизни найти это сокровище и связать с нею свою судьбу. Лена была моим лучшим другом, прекрасной женой и заботливой матерью. Она полностью реализовала себя как женщина и как личность.
С любовью и благодарностью, Алексей Сало
P.S. Не забудьте подписаться в Telegram на наш научно-популярный сайт о мобильных технологиях, чтобы не пропустить самое интересное!